Игорь Ивченко Четверг, 28.03.2024, 12:09
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Войти

Категории
Статьи [8]
Выставки [7]
Мастер-классы [3]

Игорь Ивченко

Главная » Статьи » Статьи

Ода липе! - Ивченко Игорь
Ода липе!

Отношение к липе среди не специалистов, во многих сформировано термином «Липовый» и к древесине липы имеет лишь опосредованное отношение!

В старину, на поддельном документе, ставились поддельные печати, вырезанные из липы. В отличие от законных, постоянных, в основном из металла (а так же перстень и т.д.). И назывались такие подделки «Липа», – с пренебрежением к заметным отступлениям от оригинала. Ничего общего такое суждение с качествами благородного и благодарного, как в работе, так и изделии материала, как древесина липы - иметь не должно, как в глазах мастера, так и ценителя!

Довелось побывать в одном из залов Лувра, посвященном в основном произведениям из дерева. Там собраны раритеты разной степени сохранности, начиная со времен фараонов, и до VIII века. Я был поражен, насколько много и в лучшей, в среднем, степени сохранности сохранились изделия, как ни странно, из липы.

Если проанализировать (пусть и поверхностно), то можно выделить следующее:
Изделия из липы практически не поедены жучками, в отличие от благородных твердых пород (исключение – экзотические породы).
Степень растрескивания от времени, температуры, влажности и т.д. у работ из липы, (средней и большой величины), на порядок меньше, чем у пород твердых. Стоит ли удивляться поэтому, что самые древние иконостасы дошли до нас в наиболее сохранившемся виде, как и крупная деревянная скульптура (в основном церковная), и икона.
Как ни странно, но и степень побитости, повреждения изделий из липы примерно одного порядка с другими видами древесины (чем объяснить?). Даже с учетом того, что изделий из липы, как доступного и удобного в резьбе материала количественно больше – это объяснить трудно.
Не претендуя на всеобъемлющий анализ, для себя, я бы сделал вывод:

При уместном использовании липы, как материала – основная претензия к ней – долговечность произведения – зачастую совершенно необоснованна! Из личного опыта заявляю, что особой разницы, скажем, при падении сложной скульптуры со стола, выполненной из твердой породы или липы – не будет!

Если на липе могут появиться вмятины, да отколется несколько мелких деталей (что нетрудно реставрировать), то твердая работа утонченной резьбы рискует разлететься на гораздо большее число осколков, да не со сколами, а с изломом поперек волокон. Такое отреставрировать гораздо сложнее, опыт был. Вряд ли есть смысл заранее рассчитывать, что твоими скульптурами будут швыряться - не для того они предназначены. Как, кстати, бронза и камень в не меньшей степени будут повреждены подобным рискам.

Это не значит, что о прочности и живучести изделий не нужно задумываться и учитывать заранее. Здесь нужен компромисс между творческим замыслом и прочностными характеристиками, учитывающими режим эксплуатации работы.

Чем я руководствуюсь, выбирая липу для работы:

Возможность в разы быстрее реализовать творческий, художественный замысел. Снимается сразу большой объем стружки. Исполнение такой же работы в твердом материале – желательно предварительно оговаривать цену с заказчиком. Она изначально будет значительно больше в связи с трудоемкостью, ценой материала и т.д. А далеко не каждый заказчик может это оценить адекватно. Это не означает, что я не пользуюсь твердыми и ценными породами. Из липы у меня процентов сорок, и только тогда, когда это не снижает, в моем понимании, художественную ценность работы.
Возможность сплачивать большие массивы в блок для крупных работ. Так же использовать крупные поленья, не идеально высушенного дерева, не особо озаботившись растрескиванием.
Доступность липы в сравнении с другими породами.
Так же могут быть иные моменты, связанные с конкретным замыслом. Например, друидские заморочки и др.
Обобщая, хочу сказать, что при достойной доводке и покрытии, работа из липы выглядит достойно и полноценно на протяжении длительного времени (по личному опыту – 18 лет – не срок).

По этому я ратую не пренебрегать липой не только начинающему резчику, а и опытному мастеру! Главное – уловить энергетику, запасенную живым деревом от солнца и мира. Подойдя с душой, к любой породе дерева – вы получите адекватный отзыв, который почувствуете не только сами, но уловит и зритель. А почувствовав, захочет прикоснуться!
Категория: Статьи | Добавил: vvingate (21.11.2010)
Просмотров: 911 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Статистика



Культура, Искусство
ARTRUSSIAN.COM - Скульптура и скульпторы

РУССКАЯ СЕТЬ
Украинский портАл

Художественная галерея Казани
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz