Мастер-класс: "Шут"Стамески, используемые для предварительной обивки: Запил массива: Постепенно начинаю вычленять объемы. Добавляю недостающий объем, путем притирки блока по методике, описанной выше. Начиная более тонкую проработку лица, рук, намечаемых деталей, не торопитесь.
Не стоит сразу точно вырезать, оставляйте возможность взаимо увязки. Поскольку сделав, например четко голову с лицом гармонично завязать ее с туловищем и другими деталями не нарушив пропорции – сложно. Так же вычленяя четко отдельные блоки, наверняка утратите динамику и пластику. Лишь срезая постепенно, в круговую, прыгая с места на место, с руки на ногу, с туловища на голову, можно поймать пластику…
В это время очень полезно смотреть на тень от работы, поворачивая ее в разных ракурсах.Очень помогает поймать линию и силуэт, а так же гармоничную сочетаемость объемов.
Важное значение имеет основание. Усреднённо для начала следует отталкиваться от золотого сечения. Или еще проще – высота в районе одной трети от высоты фигуры. Потом вносите изменения, которые бы гармонировали композиционно, подчеркивая скульптуру. При вырезании человеческой фигуры следует изучить анатомию. Однако, в процессе резьбы все время измерять и прикидывать пропорции нелегко. При первичной обработке удобно пользоваться такой методой:
1) Пах делит тело пополам.
2) Руки должны скрещиваться на паху
3) Голова с шеей равна по высоте длине от плеча до центральной линии.
В дальнейшем при тонкой доводке уже можно примеряться поточнее. Однако не нужно забывать, что индивидуальные особенности могут значительно корректировать и влиять на усредненное значение анатомических особенностей.
Так же не следует пренебрегать и гиперболой и т.д. Доводка поверхностиОшкурение и подрезка в несколько этапов завершается подчисткой в трудно доступных местах с помощью алмазного бора, а так же фактуры поверхностей не с помощью чеканки, а специально изготовленных перьевых профильных сверел, изготовленных из старых боров. Это удобно, поскольку простая чеканка на дереве вспухает после покрытия неравномерно на разных плоскостях. А такой способ, даже при хаотичном покрытии поверхности одинаковыми «пупырышками» смотрится неплохо, и держит одинаковую форму.
После ошкурения нулевкой покрываем скульптуру водой. После полно высыхания поднимается ворс и «зализанная» работа смотрится бархатисто.
Вношу последние штрихи: глаза, волосы и т.д. и зализываю бархатистость затертой нулевкой. Есть смысл перед покрытием морилкой еще пройтись чистым войлоком или бормашиной с войлоком по выступающим частям.
Покрываем морилкой. Не дав полностью высохнуть затираем плотно тряпкой, войлоком, бормашиной с войлоком до появления «лоска».
После полного высыхания пропитываем мастикой, можно с подогревом. После просыхания располировываем.
Описанные этапы см. ниже.
Если остается белесость от мастики во впадинах, то подогреть над газом или феном, прочистить зубной щеткой, и полирнуть снова.
Не обязательно придерживаться жесткого алгоритма. В конце концов важен результат. Можете смело экспериментировать в процессе работы, и наверняка Вы приобретете кроме опыта еще и наработку новых приемов в свою копилку.
|